Часто задаваемые вопросы
«Быстрыми» зарядками называют зарядные станции мощностью более 22кВт. Такие станции работают на постоянном токе (DC). В силу высокой стоимости таких станций и подвода питания для них, а также ограниченности использования (нельзя использовать ежедневно ввиду агрессивного воздействия на батарею электромобиля), их распространенность сильно меньше "медленных" зарядок на переменном токе (AC). «Быстрые» зарядки обычно применяются там, где нужно получить заряд на 100-200 км за 15 минут - это АЗС в городах и заправочные пункты на трассах между городами. В местах проживания, бизнес-центрах и ТРЦ, как правило, устанавливаются «медленные» зарядки.
Во время быстрой зарядки аккумулятор сильно нагревается. Такое повышение температуры приводит к повреждению внутренних компонентов батареи. Для аккумулятора "здорово" быть подключенным к зарядке минимум три часа.
- Mode 1. Самая маломощная станция, способная питаться от бытовой электросети. Время подзарядки электрокара с его помощью – до 10-12 часов. Соответствует американскому типу Level 1 и почти не применяется для современных электромобилей.
- Mode 2. Стандартная зарядная станция переменного тока, которую применяют и в быту, и на электрозаправках. Подходит для электромобилей практически любого типа, с традиционным разъёмом и системой защиты внутри кабеля. Время зарядки стандартного электрокара – до 8 ч.
- Mode 3. Самый мощный режим для зарядных станций с переменным током. Совместим с разъёмами типа Type 1 (SAE J1772) для однофазных цепей и Type 2 – для трёхфазных. Время зарядки может достигать от нескольких минут до 3-4 часов.
- Mode 4. Скоростная зарядка, использующая уже не переменный, а постоянный ток. Время восстановления ёмкости аккумулятора среднего электрокара – полчаса до 80%. Цена таких станций достаточно высокая, и в Украине они встречаются редко.
- Inlet: зарядная розетка в электромобиле, в которую вставляется зарядный штекер электромобиля. Также называется зарядной розеткой на электромобиле.
- Connector: зарядный штекер, который вставляется в зарядную розетку электромобиля. Также называется зарядным штекером электромобиля.
- Plug: зарядный штекер, который вставляется в зарядную розетку зарядной станции. Также называется инфраструктурным зарядным штекером.
- Socket Outlet: зарядная розетка на зарядной станции, к которой подключается автомобиль при помощи мобильного зарядного кабеля переменного тока и заряжается в режиме 3, вариант B. Также называется инфраструктурной зарядной розеткой.
- CCS: Combined Charging System: система зарядки для типа 1 и 2, при котором возможна как зарядка переменным, так и постоянным током при помощи всего одной зарядной розетки на электромобиле.
- Combo: устаревшее название для CCS.
Встречается в электрокарах, произведенных для европейского рынка. CCS Combo бывает первого и второго типов. Это такие же разъемы, как Type 1 и Type 2 с двумя специальными контактами для постоянного тока. Это значит, что к одному и тому же разъему электрокара вы можете подключить как кабель Type 2 для медленной зарядки, так и Combo 2 — для быстрой. Подключив электрокар к станции быстрой зарядки, батарея заряжается напрямую, обходя бортовой зарядное устройство. Благодаря этому процесс зарядки длится примерно полчаса.
Type 1 (SAE J1772, J-PLUG, J-штекер). Разъем с пятью контактами для однофазного подключения. Встречается в «зеленых» авто из США и Азии. Через него подключаются к зарядкам переменного тока типа Mode 2 и Mode 3.
Type 2 (Mennekes). Семиконтактный разъем, который разработали в Германии. Считается стандартными и устанавливается во все электромобили, которые производятся для Европы. Type 2 позволяет подключаться к однофазной и трехфазной сети. Разъем совместим со станциями Mode 2 и Mode 3.
Коннектор с двумя контактами для быстрой зарядки постоянным током. Подключается к станциям Mode 4, которые пополняют заряд батареи с 10% до 80% примерно за 30-40 минут. Встречается в японских «зеленых» автомобилях. Самый популярный электрокар с разъемом CHAdeMO на территории России — Nissan Leaf, а при помощи специального переходника можно подключить американскую Tesla.
После полной зарядки батареи подача питания прекращается.
Когда процент заряда достиг отметки 20, подключайте электрокар к зарядному устройству. Также не оставляйте машину разряженной длительное время.
- EV: Electric Vehicle: общее понятие для всех автомобилей, которые оснащены полностью или частично электрическим приводом.
- BEV: Battery Electric Vehicle: полностью электрический автомобиль, приводная энергия которого хранится в аккумуляторах в химическом виде.
- HEV: Hybrid Electric Vehicle: автомобиль, который оснащен как двигателем внутреннего сгорания, так и электрическим приводом.
- PHEV: Plug-in Hybrid Electric Vehicle: аналогично HEV, однако аккумулятор можно дополнительно заряжать от внешнего устройства при помощи зарядного штекера (Plug-in).
Затраты на электричество ниже соответствующих затрат на топливо в 8-10 раз. Посчитаем расходы автовладельца на 100 км пробега. На примере Москвы 1кВт электричества в жилом доме по дневному тарифу стоит 4,87 руб. Учитывая, что на 100 км пробега электромобилю в среднем требуется 17 кВт*ч, то стоимость электроэнергии составит 82,79 руб. При средней цене топлива 49 руб/литр и расходе 14 л на каждые 100км, его стоимость составит 672 руб. Таким образом, перемещение на электромобиле дешевле 8,3 раза! Также надо не забывать про бесплатные городские парковки для электромобилей и на порядок меньшие затраты на техническое обслуживание - не нужно менять масло и фильтры, гораздо меньше движущихся запчастей, которые могут выйти из строя, и т.д.
- Уточните выделенную мощность на ваш дом (указана в договоре с энергосбытовой компанией.)
- Если мощности не хватает - обратитесь в сетевую компанию с запросом об ее увеличении.
- Определитесь с местом установки.
- Подберите подходящее устройство.
- Установите станцию. Для этого рекомендуем обратиться к квалифицированному специалисту.
- Определитесь с местом парковки электрокара: будет ли это открытая или закрытая площадка. Отметим, что устанавливать ЭЗС на механизированных и полумеханизированных стоянках запрещено.
- Возможно, потребуется провести собрание собственников с вынесением на обсуждение вопроса об использовании общего имущества (согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ).
- Напишите заявление в УК или ТСЖ с просьбой выделить необходимую мощность на парковочном месте. Вы можете скачать наш вариант письма или использовать его как шаблон для написания собственного.
- Подберите зарядную станцию.
- Установите ЭЗС.
С 1 марта 2022 года сняли запрет на установку зарядных станций на подземных паркингах. В силу вступил свод правил МЧС СП 506, в котором изложены требования к пожарной безопасности парковок, разрешающие установку ЭЗС для электрокаров и подключаемых гибридов.
До введения в действие СП 506, требования к стоянкам автомобилей устанавливали СП 4 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты» и СП 154 «Встроенные подземные автостоянки». Запрет на размещение ЭЗС содержал только второй документ и касался он исключительно встроенных подземных автостоянок, которые встречаются в крупных торговых комплексах и многоквартирных жилых домах. Важно, СП 506 распространяется на все автостоянки как подземные, так и наземные.
Согласно документу машино-места с зарядным оборудованием допускаются не ниже первого подземного или подвального этажа. Повторим, что использовать их можно исключительно для зарядки электромобилей и гибридов, чьи аккумуляторы не выделяют горючие газы во время зарядки.
На подземной парковке площадью до 1200 м2 разрешено оборудовать станциями зарядки не более 10 машино-мест. При большем количестве ЭЗС часть помещения необходимо выделить в пожарную секцию одним из следующих способов: при помощи противопожарных перегородок, экранов, штор или зонами проезда свободными от пожарной нагрузки шириной 8 метров.
- Сообщите обслуживающей организации (УК/ТСЖ) о намерении установить зарядную станцию
- Выберите зарядную станцию и найдите электромонтера
- Поручите Вашему электромонтеру установку зарядной станции
- Проверка установки зарядной станции и первый запуск
Система охлаждения
- Охлаждение бывает воздушное и жидкостное. Последнее встречается чаще всего и требует регулярной замены охлаждающей жидкости (каждые 60 000 – 80 000 километров). Если электромобиль используется для поездок на короткие расстояния (до 15 километров), то замена жидкости осуществляется раз в пять лет. Замена масла в редукторе
Для полноценной и долгой службы агрегата, масло, выполняющее функции смазки и охлаждения, требует замены каждые 50 000 – 60 000 километров пробега.
Аккумулятор и электричество
- Для лучшей защиты, все провода и батареи в электромобиле изолированы и спрятаны. Поэтому основной уход сводится к поддержанию их в чистом состоянии. Каждый электрокар имеет стандартную батарею на 12 В, отвечающую за запуск высоковольтной батареи. Поэтому каждые три-пять лет нужно производить замену стартового аккумулятора.
Ходовая часть и тормозная система
- Шасси и тормозная часть электромобиля и машины с ДВС не отличаются. Поэтому замена таких расходных материалов, как сайлентблоков, втулок и пыльников, предусмотрена по износу.
Вы можете сами подсчитать как быстро заряжается ваш электрокар, проследив за показателем процентов батареи в момент зарядки. К примеру, аккумулятор электрокара может принять 50 кВт. Если за 15 минут зарядки батарея пополнилась на 50%, значит вы зарядили машину на 25 кВт. Выходит, что за час вы заряжаете машину на 100 кВт.
Чтобы рассчитать зарядную мощность, вам необходимо знать количество фаз, напряжение (V вольты), силу тока (A амперы) и разъем питания Вашей зарядной станции. В трехфазном соединении также играет роль способ подключения зарядной станции к сети. В зависимости от схемы подключения напряжение составляет 230 или 380 вольт.
Имея данную информацию вы можете произвести расчеты по формулам:
Мощность заряда (Однофазный переменный ток):
- Мощность заряда (3,7 кВт) = фазы (1) * Напряжение (230 В) * сила тока (16 А)
Мощность заряда (Трехфазный переменный ток):
- Мощность заряда (22 кВт) = фазы (3) * напряжение (230 В) * сила тока (32 А)
Пример:
- Чтобы зарядная мощность составляла 22 кВт, ваша электрическая станция должна поддерживать трехфазную зарядку с напряжением 32 Ампер. Самое слабое звено в цепи определяет общую зарядную мощность станции.