Сервисное обслуживание электромобилей: что нужно знать?
Современные электрокары имеют более простую конструкцию, чем традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания. Там нет такого большого количества движущихся и трущихся друг об друга деталей, изнашивающихся через определенный промежуток времени. Однако общая конструкция электромобилей имеет в основе платформы от обычных машин, что создает определенные параллели в плане технического обслуживания.
Отличительные особенности электромобилей
Электромобили имеют ряд принципиальных отличий от обычных машин с двигателями внутреннего сгорания. Среди них можно выделить следующее:
- нет большого двигателя и множества движущихся элементов, нуждающихся в регулярной смазке;
- нет коробки передач, функции которой в некотором роде выполняет простой редуктор для передачи усилия на колеса автомобиля;
- нет бака для топлива;
- функция прогрева внутреннего пространства салона без необходимости запускать мотор;
- использование инвертора и проводов для передачи высокого напряжения.
Правила обслуживания
Чтобы обслуживание электрокара не вызвало проблем, необходимо заранее обесточить систему. Конкретный порядок действий обычно указывается в инструкции, предлагающейся вместе с моделью машины. Иногда размыкание реализуется одной кнопкой, тогда как в других случаях необходимо снять клеммы с аккумулятора и высоковольтной петли.
Система охлаждения
Важное значение в любой электрической машине играет система охлаждения, обеспечивающая отвод лишнего тепла от двигателя, батареи и электроники. За это в современных автомобилях отвечает достаточно сложная система регулирования, которая может быть воздушной или жидкостной.
Наиболее популярной и эффективной считается жидкостное охлаждение, которое требует регулярной замены хладагента. Обычно в качестве рекомендаций по обновлению жидкости указывают пробег в 60-80 тысяч километров или срок эксплуатации в пять лет.
Замена масла в редукторе
Вместо традиционной коробки передач в электрокарах установлен специальный редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к колесам. Этот узел имеет ряд движущихся относительно друг друга деталей, между которыми всегда должна быть смазывающее вещество. Менять масло в редукторе рекомендуется каждые 50-60 тысяч километров пробега. Отказ от подобного обслуживания может приводить к перегреву и преждевременному выходу из строя конструкции.
Аккумулятор и электрика
Так как электромобили полностью работают от электричества, в них предусматривается достаточно сложная и запутанная система проводки. Присутствует множество кабелей, датчиков, переключателей, контроллеров и предохранителей. Все элементы хорошо изолированы и спрятаны под корпусами. Так что обслуживание обычно сводится к простой очистке элементов от внешних загрязнений.
За запуск высоковольтной батареи в электрокарах отвечает аккумулятор на 12 В, который желательно заменять каждые 3-5 лет эксплуатации транспортного средства.
Основная высоковольтная батарея по заявлениям производителей способна нормально работать в течение 8-10 лет. При этом неизбежна деградация материалов, приводящая к потере трети емкости. Существенно продлить срок эксплуатации батареи можно за счет использования медленных зарядных станций, не перегружающих аккумулятор.
Кондиционер
Система кондиционирования в электрокарах работает от компрессора и специальных тепловых насосов. Эти элементы также нуждаются в регулярной диагностике и обслуживании, особенно если активно используются для охлаждения или обогрева салона при значительных перепадах температур.
Тормоза и ходовая часть
Ходовая часть электрических автомобилей практически не отличается от аналогичных узлов на машинах с ДВС. Поэтому обслуживание в данном случае производится примерно также, с заменой втулок, сальников, пыльников и тому подобных элементов по мере износа.
Тормозные колодки имеют тут значительно больший ресурс, поскольку конструкция электрокаров позволяет эффективно тормозить двигателем.
Шины по традиции нуждаются в сезонной замене. При этом стоит учитывать такой параметр как сопротивление качению, чтобы обеспечить максимально экономичный расход энергии при движении.
Обслуживание электрокаров зачастую связано с высоким напряжением, так что все работы должен осуществлять лицензированный сервис с квалифицированными сотрудниками.